Педагог всегда должен помнить, что одаренному ребенку необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к педагогу, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных занятий. Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.
- Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей.
- Все одаренные дети обладают невероятной способностью «поглощать» знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. Педагогу следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку, творчество. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Педагог должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.
- Бытует мнение, что одаренным детям нужны только всезнающие педагоги, «ходячие энциклопедии». Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без «закомплексованности», да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.
- Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
- Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
- Педагогу следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Необходимо разнообразить учебную программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.
- Поэтому необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию обучающихся.
- Разрешайте и поощряйте множество вопросов.
- Стимулируйте и поддерживайте инициативу и самостоятельность обучающихся, подбрасывайте им проекты, которые могут увлечь (интересные факты, случаи, идеи).
- Развивайте критическое отношение.
- Побуждайте доводить начинания до логического завершения.
- У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, не должен разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.
Удачи, коллеги!