Каждый человек по-разному переживает социальную адаптацию. Взрослые люди, как правило, уже обладают достаточным жизненным опытом, который облегчает их переход на новую работу, должность, смену места жительства и т.д. Для детей эти моменты переживаются сложно, уровень трудности напрямую связан с типом темперамента, характером ребёнка, имеющейся у него поддержки родных и близких.
Адаптация неизбежна в тех случаях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.
Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и условия среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Таким образом, наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий.
Проблемы адаптации учащихся к учреждению дополнительного образования могут влиять на сохранность контингента в творческих объединениях. Как правило, покидают объединение дети с избегающим стилем адаптации, зачастую на первом году обучения
Какие профилактические меры может предпринять педагог?
- Адаптация к учреждению - это принятие его правил. Но их трудно соблюдать, если они не озвучены. В самом начале обучения на вводных занятиях ребят знакомят с правилами работы в группе. Педагог может включить в этот перечень и свои требования относительно взаимоотношений между участниками объединения. При этом важно помнить, что ребёнку в силу возраста, требуется время, чтобы эти правила осознать и принять.
- Эффективным методом является проведение мероприятий для сплочения детского коллектива. В контекст занятия можно вводить игры и упражнения на знакомство и развитие коммуникативных навыков, использовать их во время физминуток, посвятить этому отдельные занятия. В сплоченном объединении ребёнок чувствует себя более защищенным. Если возникают сомнения в собственных силах, можно обратиться за помощью к психологу учреждения.
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, находить подход к каждому ребёнку, поощрять за малейшие достижения.
- Своевременное предупреждение и разрешение конфликтов в объединении – важное условие профилактики дезадаптации.
- Наличие традиций в коллективе, например, поздравления с днём рождения, создают особую дружескую атмосферу в группе.
- Проведение занятий в нетрадиционной форме, игровое и эстетическое оформление жизни коллектива повышает мотивацию к посещению объединений.
- На сплочение положительно влияют подготовка и выезды всего коллектива на конкурсные мероприятия.
- Несмотря на то, что педагог условно подразделяет участников объединения по результативным показателям на сильную, среднюю и слабую подгруппу, дети не должны чувствовать себя неудачными, неуспешными, ненужными. Все разделения педагог делает для себя, чтобы определить эффективные направления и методы работы, и детям не озвучивает.
- Взаимодействие педагога с родителями – верное решение. Поддерживая учащегося комплексно, взрослые укрепляют самооценку ребёнка, вселяют веру в собственные силы.
И в заключении… трудности адаптации ребенка – это не диагноз, а задача, вполне решаемая ребёнком, если ему будет обеспечено содействие со стороны взрослых. Не стоит уповать на случай и пускать ситуацию на самотёк. Ранняя профилактика – залог психологического благополучия ребёнка и сохранность постоянного состава творческого объединения.