Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Инклюзивное образование основывается на системе стандартного обучения, базирующейся на применении традиционных методов, приемов и средств в сочетании с специфическими методиками, ориентированными на учет потребностей именно тех граждан, для которых и разработана данная система образования. Разработка инклюзивных программ обучения нацелена на реализацию принципа доступности образования и прав граждан с ограниченными возможностями на получение образовательных услуг. Процесс инклюзивного обучения предполагает создание специальных условий, позволяющих учащимся получать образование в комфортных условиях.
Инклюзивное образование ориентировано на создание единого процесса обучения, единой образовательной среды, а также условий воспитания и развития граждан, позволяющих им стать полноценными и полноправными членами общества, приспособиться к его условиям и эффективно взаимодействовать с ним и его членами.
Организация инклюзивной системы образования базируется на следующих основных принципах:
- Принцип ценности личности, независимо от ее уровня развития, способностей и состояния здоровья. Это означает, что в центре образовательной системы стоит личность, на развитие которой и ориентировано обучение и воспитание. Оно не допускает ущемление прав личности, обусловленное ее недостатками в физическом или интеллектуальном развитии, ограниченными способностями и возможностями.
- Принцип опоры на то, что каждый индивид способен чувствовать и думать. Это означает, что каждый индивид, независимо от ограничений в его развитии и интеллектуальных возможностей может развить свои мыслительные процессы, чувственную и эмоциональную сторону. Для этого нужен особый подход и специфические условия.
- Принцип всеобщего права на общение. Каждый индивид наделен правами выражать свои мысли, посредством общения, он может слушать и имеет право быть услышанным другими людьми.
- Принцип взаимопомощи, взаимосвязи и взаимоподдержки. Для нормального развития, индивиду необходима поддержка со стороны другого человека. Каждый человек нуждается в опоре, построении связей различного характера с другими людьми.
- Принцип взаимосвязи подлинного образования с построением взаимоотношений с другими людьми. Обучение будет результативным только при построении системы коммуникативных связей с другими людьми, коллективном труде и творчестве.
- Принцип прогрессивного развития. Прогрессивное развитие должно быть ориентировано на раскрытие природных задатков индивида и оказание им помощи в выполнении тех действий, которые ему доступны и понятны. Нельзя акцентировать внимание на том, что человек делать не способен.
- Принцип разнообразия. Он предполагает, что разнообразная деятельность, привлечение к совместной работе и построению взаимоотношений в коллективе приводит к развитию всех сторон личности.
В основу инклюзивного образования включается:
- индивидуальный подход к обучению;
- включение в познавательный процесс всех участников: детей, родителей, педагогов;
- создание вариативной развивающей среды;
- установление доверительных отношений с родителями, сотрудничество с близкими ребенку людьми.
ПАМЯТКИ И БУКЛЕТЫ