Мы просто другие,
Мы живем на другой глубине.
Мы просто такие.
Неизвестно, по чьей вине.
Нам себя уже не изменить
И такими, как вы, не стать.
Так попробуйте рядом быть,
Попытайтесь нас просто понять.
«Мы просто другие»
Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю, вовлекаю) - один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х - 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Нормативная база
Нормативно-правовая база
Федеральный уровень
- Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года
- Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 N419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
- Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. №363;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1642;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2015 года №1399 «План мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 года №36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования».
Региональный уровень
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования»
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года №340-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда»
- Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 14 февраля 2019 года №148 "Об организационно-методическом сопровождении внедрения опыта работы компетентностного центра инклюзивного образования "Инклюверсариум"
- Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 27.09.2019 №1244 "О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 14 февраля 2019 года №148 "Об организационно-методическом сопровождении внедрения опыта работы компетентностного центра инклюзивного образования "Инклюверсариум"
Институциональный уровень
- Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ
- Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- Положение о порядке разработки и реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы
- Положение о дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения