ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Название программы/ автор |
Ф.И.О. педагога, реализующего программу |
Краткая аннотация к программе |
Возраст |
Кол-во месяцев реализации/часов |
Природа и мыШитикова Елена Ивановна |
Шитикова Елена Ивановна Дремина Светлана Владиславовна Кривцова Тамара Ивановна Сапрыкина Альфия Равиловна Стрельцова Анна Ивановна |
Цель программы: углублять и расширять знания детей в области естествознания, полученные в общеобразовательной школе. Режим занятий: 2 раз в неделю по 1 часу Краткое содержание: обучающиеся будут знать сезонные изменения в живой и неживой природе, климатические особенности природных зон Тюменской области, типичных представителей растительного и животного мира. Ожидаемый результат: обучающиеся научатся определять характерные признаки животных и растений, различать представителей флоры и фауны родного края, домашних животных, комнатные растения; определять характерные признаки времен года, сезонные изменения в жизни животных и растений, находить на карте природные Различать предметы быта и виды промыслов народов Севера. |
7-10 |
9/72 9/144 |
Юный исследовательЕмельянова Татьяна Витальевна Казакова Татьяна Евгениевна
|
Григорьева Лилия Александровна |
Программа включает региональный компонент Она направлена на воспроизведение и использование на практике экологических знаний, формирование интеллектуальных, эстетических качеств школьников; навыков экологически грамотного поведения в природе; умений прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире. |
11-13 |
9/144 |
ЭкологияКельбас Римма Владимировна Емельянова Татьяна Витальевна Казакова Татьяна Евгеньевна |
Емельянова Татьяна Витальевна |
Цель программы: углублять и расширять знания детей в области естествознания, биологии, экологии, полученные в общеобразовательной школе. Режим занятий: 2 раз в неделю по 2 часа. Краткое содержание: программа включает региональный компонент, направлена на формирование интеллектуальных, качеств обучающихся, навыков экологически грамотного поведения в природе, умений прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде. Ожидаемый результат: обучающиеся научатся определять представителей фауны ХМАО-Югры; классифицировать животных по разным признакам; узнают представителей фауны, занесенных в Красную книгу ХМАО-Югры; биоценозы леса и болот, их основных представителей и виды антропогенных нарушений. |
11-13 | 2/144 |
Сказочная экологияШитикова Елена Ивановна |
Шитикова Елена Ивановна Дремина Светлана Владиславовна Камшу Наталья Геннадьевна |
Цель программы: Формирование у обучающихся дошкольного возраста стойкого интереса к изучению природы родного края средствами экологической сказки. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу -1 г.об.2 раза в неделю по 1 часу – 2 г.об Краткое содержание: знакомство с характерными признаками растений и животных, способами классифиции, объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в ней. Ожидаемый результат: учащиеся научатся классифицировать растения и животных по характерным признакам; будут знать характерные признаки времен года, приспособленность животных и растений к сезонным изменениям. |
5-7 |
1/36 2/72 |
Природа и человекСапрыкина Альфия Равиловна |
Сапрыкина Альфия Равиловна |
Цель программы: формирование у обучающихся практико-ориентированных знаний в естественно-научном направлении. Режим занятий: 2 раз в неделю по 2 часа. Краткое содержание: программа ориентирована на формирование познавательных интересов у в области естественных наук: физики, химии, биологии, географии, экологии и астрономии, способствует формированию интереса к экспериментально-исследовательской деятельности. Ожидаемый результат: получат общие сведения о солнечной системе, планете Земля. Познакомятся с причинами возникновения природных явлений; природными ископаемыми родного края; основными видами загрязнения окружающей среды. Научатся работать с лабораторным оборудованием, опорными схемами; определять химические показатели почвы и воды; участвовать в экологических акциях |
9-12 |
9/144 |
Мониторинг городской средыКельбас Римма Владимировна |
Емельянова Татьяна Витальевна Сапрыкина Альфия Равиловна |
Цель программы: познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу. Краткое содержание: Обучающиеся освоят современные методики исследования; сбора экспериментального материала, камеральной обработки данных; проведения мониторинга состояния воздушной, почвенной, водной сред. Получат навыки защиты своих работ. Ожидаемый результат: Практическим результатом станет индивидуальный творческий продукт учащихся в форме исследовательской и проектной работы. Они станут участниками городских, окружных, областных, региональных, Всероссийских научно-практических конференций. |
12-17 |
9/38 |
Мир вокруг насШамшик Татьяна Александровна |
Шамшик Татьяна Александровна |
Цель программы: Ознакомление обучающихся с многообразием животного мира на английском языке. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Краткое содержание: систематизировать знания обучающихся о жизни диких и домашних животных, об образе их жизни, питании и жилищах. Ожидаемый результат: обучающиеся смогут кратко рассказать о своем любимом фрукте или овоще на английском языке; будут знать название растений (деревья, цветы, ягоды, фрукты, овощи) на английском языке |
5-7 |
9/72 |
НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Название программы/ автор |
Ф.И.О. педагога, реализующего программу |
Краткая аннотация к программе |
Возраст |
Количество месяцев реализации / часов |
Азбука лесаКормщикова Ольга Васильевна |
Титова Галина Орестовна Конарева Наталья Алексеевна Подоляк Елена Васильевна Муртазина Светлана Аликловна Кормщикова Ольга Васильевна |
Цель программы: формирование основ экологической культуры обучающихся, путем развития познавательной активности и любознательности, освоение элементарных норм природоохранного поведения и активной жизненной позиции в деле охраны природы. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах. Краткое содержание: в программе заложена содержательная основа для реализации универсальных учебных действий, что позволяет развить мотивацию к творчеству и познанию, к подготовке обучающихся жить в современных социально-экономических условиях. Ожидаемый результат: Будут знать характерные особенности природы Севера, основных животных и растения, природные зоны Тюменской области; Будут уметь устанавливать основные признаки природных сообществ; ориентироваться в понятиях: сообщество, объект, условия существования, природная зона; Будут развиты навыки работы с географической картой, умение отстаивать своё мнение, читать информацию по схемам; обсуждать проблемные вопросы, будет сформирована активная жизненная позиция. |
7-12 |
9/144 |
Мир лесаПодоляк Елена Васильевна |
Кормщикова Ольга Васильевна Никитина Оксана Ивановна Конарева Наталья Алексеевна Подоляк Елена Васильевна Муртазина Светлана Аликовна |
Цель программы: развитие мотивации обучающихся к изучению природы ХМАО-Югры. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (для программы рассчитанной на 144 часа). 2 раза в неделю по 1 часу (для программы рассчитанной на 72часа). Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах. Краткое содержание: Отличительными особенностями дополнительной общеобразовательной программы «Мир леса» является комплексный подход к ознакомлению с природой родного региона: затрагиваются проблемы, волнующие обучающихся (экология города и округа ХМАО-Югры). Обучающиеся получают дополнительные знания: о многообразии видов и жизни животных ХМАО-Югры, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений (способы добывание пищи, пищевые связи, размножение, убежища, жилища и т.д.). Ожидаемый результат: обучающиеся будут иметь представления о природе, объектах живой и неживой природы, лесе как среде обитания животных, о видовом составе растений ХМАО-Югры; будут знать: 5 хвойных и 5 лиственных деревьев; 5 травянистых растений; 4-5 съедобных и 2 ядовитых грибов; будут развиты творческие способности посредством участия в природоохранных акциях. |
5-8 |
9/72 9/144 |
Азбука выживания в лесуГончарова Татьяна Викторовна |
Подоляк Елева Васильевна |
Цель программы: становление и развитие социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах. Краткое содержание: программа предусматривает изучение природы нашего края, основ безопасной жизнедеятельности в лесу в сочетании с практической реализацией полученных знаний и умений (организация однодневных походов на участок леса школьного лесничества «Бурундучок», экскурсия по экологической тропе – эти формы не указаны в форме проведения занятий). Практическая часть программы нацелена на формирование у обучающихся умений применения полученных теоретических знаний в практической деятельности: планировать и осуществлять мероприятия, направленные на безопасное поведение в природе. Ожидаемый результат: обучающиеся будут знать: понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы ХМАО-Югры и России; уметь: - подбирать личное снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище; определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при отдыхе в лесу); правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии); уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении. |
9-15 | 9/144 |
Азбука выживания в лесуТитова Галина Орестовна |
Титова Галина Орестовна |
Цель программы: становление и развитие социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью Режим занятий: Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах. Краткое содержание: программа направлена на формирование основ экологически грамотного поведения в природе. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Особенностью предложенного материала программы является то, что все объекты природы представлены в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - принцип поведения каждого воспитанного человека. Ожидаемый результат: у обучающихся будет сформирована система знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;Обучить навыкам автономного существования в природе и в чрезвычайных условиях;Развивать интеллектуальные способности, направленные на соблюдение правил безопасного поведения в лесу. Организаторские способности работы в коллективе.Воспитывать нормы (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды. |
||
Удивительный мир природыКонарева Наталия Алексеевна |
Конарева Наталия Алексеевна Кормщикова Ольга Васильевна Никитина Оксана Ивановна |
Цель программы: формирование знаний о разнообразии растительного и животного мира ХМАО-Югры и осознанно-правильного поведения в природе.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю по 2 часа. Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах. Краткое содержание: программы состоит в том, чтобы донести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде, обучающиеся получат дополнительные экологические знания: факты о многообразии видов и жизни животных ХМАО-Югры, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений (способы добывание пищи, пищевые связи, размножение, убежища, жилища и т.д.) в доступной форме. Ожидаемый результат: обучающиеся будут иметь представления о природе, объектах живой и неживой природы, о видовом многообразии животного и растительного мира ХМАО-Югры; будут знать: 5 хвойных и 4 лиственных деревьев; 5 съедобных и 2 ядовитых гриба; 5 насекомых; 12 птиц; 12 млекопитающих; будут развиты творческие способности посредством участия в природоохранных акциях. |
5-8 лет | 9/72 |
Юный лесоводГончарова Татьяна Викторовна Подоляк Елена Васильевна |
Подоляк Елена Васильевна |
Цель программы: освоение экологических знаний о лесных сообществах нашего региона, а также формирование активной жизненной позиции в деле охраны и приумножения лесных богатств у обучающихся. Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа. Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах. Краткое содержание: программа «Юный лесовод» предполагает продолжение экологического образования детей, которое осуществлялось на подготовительном этапе по общеобразовательной программе «Азбука леса» и «Азбука выживания в лесу». Программа предусматривает изучение теоретических основ лесоведения в сочетании с практической реализацией полученных знаний и умений на практике. Ожидаемый результат: Должны знать: понятие о лесе, его роли на планете Земля; понятие о лесном биоценозе, лесной экосистеме, общие закономерности лесовозобновления. Основные лесообразователи России и ХМАО; животные ресурсы тайги, главнейшие таксационные признаки насаждений: состав, средняя высота, диаметр, полнота, бонитет, флористический состав, виды лесных пожаров и меры борьбы с ними; виды вредителей леса; меры борьбы с ними, виды исследовательских работ, основные требования к их оформлению. Должны уметь: собирать и оформлять гербарии, коллекции плодов семян; различать породы деревьев по листьям, побегам, коре и древесине; выполнять реферативные работы, сажать деревья; ухаживать за саженцами; вести фенологические наблюдения, оформлять лозунги, плакаты, листовки в защиту природы. |
7-12 |
4/105 5/111 |