Важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, в программе развития воспитательной компоненты, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента образовательного процесса, охватывает все составляющие образовательной системы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, государстве, мире.
Реализация образовательной программы МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» основана на основных принципах воспитательной работы:
- воспитание с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;
- гуманистической направленности воспитания;
- личностной самоценности, личностно-значимой деятельности;
- коллективного воспитания;
- создания дополнительных условий для социализации детей с особенными образовательными потребностями;
- целостности, обеспечивающей системность, преемственность воспитания;
- демократизма;
- толерантности;
- применения воспитывающего обучения.
Система воспитания в учреждении включает в себя:
- воспитание личности ребенка в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые не только расширяют образовательное пространство ребенка, но и организуют активную социальную деятельность на основе деятельностного воспитания (воспитания делом);
- организацию и проведение мероприятий в детских объединениях учреждения, направленных на развитие личности ребенка, его духовно-нравственное становление, формирование у обучающихся навыков социальной адаптации, самореализации;
- воспитание нравственных качеств средствами Музея декоративно-прикладного творчества «Жар-птица», Музея Боевой и Трудовой славы, зимнего сада, живого уголка;
- организация участия обучающихся учреждения в воспитательных мероприятиях различного уровня.
- Воспитание личности ребенка в учреждении осуществляется по 11-ти направлениям воспитательной компоненты:
- гражданско-патриотическое;
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- социокультурное и медиакультурное воспитание;
- культуротворческое и эстетическое воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- экологическое воспитание.
Реализация данных направлений воспитания предполагает:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных качеств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности, отношения к образованию как общечеловеческой ценности;
- формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- формирование представлений о таких понятиях, как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлением, как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм»;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- формирование правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе;
- формирование ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникацию;
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны.
Для организации воспитательной деятельности используются различные формы: экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, конкурсы, концерты, практикумы, экспедиции, слёты, форумы, природоохранные акции, соревнования, поисковые и научные исследования, трудовые десанты, пропагандистская и проектная деятельность, полевая практика и др.