Методическая работа
Модернизация российской образовательной системы принципиально изменила статус и функции учреждений дополнительного образования. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к методической службе.
Методическая работа – один из главных элементов деятельности дополнительного образования.
Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педагогического мастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.
Чтобы методическая работа с педагогами была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно-ориентированный характер, а также строиться на диагностико-аналитической основе с учетом особенностей развития Центра детского творчества, социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного процесса, а также проблем, выявленных в процессе осуществления методического мониторинга.
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогов. Методическая помощь осуществляется различными средствами: консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением.
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультация - проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогов в ходе их профессиональной деятельности.
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами, а также при освоении результативного педагогического опыта.
Методическое обучение – это участие методиста в работе проблемных семинаров, творческих группах, методических конференциях. Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:
- теоретические семинары (доклады, сообщения);
- семинары-практикумы;
- диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты);
- педагогическая конференция;
- обсуждение современных новейших методик, технологий;
- обсуждение отдельных открытых занятий, мероприятий;
- конкурсы профессионального мастерства.
Материалы для проведения тематических занятий
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Программа воспитания
Важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Система воспитания в учреждении включает в себя:
- воспитание личности ребенка в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые не только расширяют образовательное пространство ребенка, но и организуют активную социальную деятельность на основе деятельностного воспитания (воспитания делом);
- организацию и проведение мероприятий в детских объединениях учреждения, направленных на развитие личности ребенка, его духовно-нравственное становление, формирование у обучающихся навыков социальной адаптации, самореализации;
- воспитание нравственных качеств средствами Музея декоративно-прикладного творчества «Жар-птица», Музея Боевой и Трудовой славы, зимнего сада, живого уголка;
- организация участия обучающихся учреждения в воспитательных мероприятиях различного уровня.
- Воспитание личности ребенка в учреждении осуществляется по 11-ти направлениям воспитательной компоненты:
- гражданско-патриотическое;
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- социокультурное и медиакультурное воспитание;
- культуротворческое и эстетическое воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- экологическое воспитание.
Реализация данных направлений воспитания предполагает:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных качеств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности, отношения к образованию как общечеловеческой ценности;
- формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- формирование представлений о таких понятиях, как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлением, как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм»;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- формирование правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе;
- формирование ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникацию;
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны.